Главная Новости Монтессори-педагогика

Монтессори-педагогика

Монтессори-педагогика. Группы Монтессори. Дети Монтессори. Монтессори-детский сад. Наверное, в наши дни, только ленивый родитель ничего не слышал о педагогической системе Монтессори.
Вокруг Монтессори педагогики витает много домыслов, и зачастую некоторые принципиальные позиции Монтессори трактуются новичками не совсем правильно. Как, например, принцип свободного развития. Значит ли это, что ребенок может заниматься чем и как он хочет? Или все же его свобода ограничена волей взрослого? Каким должен быть Монтессори-педагог? Почему важно верно следовать принципам Монтессори –педагогики?
Являясь слушателем курса Монтессори-педагогики возраста 0-3, на сегодняшний день, для себя я могу сделать следующие выводы относительно вышеизложенных вопросов.
Монтессори-педагог, в первую очередь – человек любящий детей и свою работу, терпеливо и уважительно относящийся к каждому приходящему к нему ребенку. Этот человек ориентирован на ребенка и его потребности, умеет их видеть и различать желания и потребности ребенка, ориентируется на зону ближайшего развития ребенка, умеет подготовить среду под потребности детей. Он поощряет самостоятельность ребенка, и в то же время готов прийти на помощь, если это потребуется.
Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Ключевой принцип в педагогике Монтессори можно обозначить как: «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Это и является основной целью педагогической системы Монтессори. Воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.
Почему важно следовать этим принципам? Потому что без этого ребенок не придет к тому, ради чего задумывалось и организовывалось все его обучение в классе Монтессори. Не сможет гармонично и последовательно пройти все сензитивные периоды, и все этапы нормализации, как изменения поведения ребенка от девиантного к нормальному. Нормализованный ребенок развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, любознателен и социален. Нормализация является ожидаемым результатом обучения и воспитания ребенка по системе Марии Монтессори.
Можно сказать, что сама я столкнулась с педагогикой Монтессори случайно. До этого имела о ней лишь общее представление из обучения в университете. И хотя я работаю медицинским психологом и имею дело с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, зачастую когнитивный дефицит, проблемы произвольности поведения, тем не менее считаю, что в моей работе также важно использовать принципы, заимствованные из Монтессори –педагогики. Ведь вне зависимости от того, сидит перед тобой ребенок с полностью сохранным интеллектом, или ребенок, который в силу биологических особенностей никогда не достигнет такого уровня развития когнитивных функций, принципы будут едины. Думаю, задача не только Монтессори-педагога, но и любого специалиста, работающего даже с очень «тяжелым» ребенком – ориентироваться на него, на его потребности, возможности, на его зону ближайшего развития, и терпеливо, но настойчиво, максимально близко подойти к этой даже к порой очень призрачной и лишь теоретически возможной социализации и нормализации ребенка.